Содержание
Финансовая устойчивость компании напрямую зависит от эффективности управления финансовыми потоками, получение доходов кратно выше расходов, независимость от кредитных средств. Для оценки финансовой устойчивости компании применяются бухгалтерские коэффициенты, измеряющие прибыльность, ликвидность, дающие представление о наступивших или грядущих финансовых трудностях компании. Рассмотрим, какие виды бывают и для чего применяются.
Какие виды финансовых коэффициентов в бухгалтерии существуют
Основные виды финансовых коэффициентов в бухгалтерии companium.ru делятся на:
- 1. Коэффициент ликвидности – говорит о способности предприятия оплачивать краткосрочные счета (до года) или по-другому – текущие обязательства. Рассчитывается как соотношение текущих активов (ДС) к текущей задолженности (ТЗ) по формуле: LR= ДС/ТЗ, нормальные значения в пределах 0,2 – 0,5. Здесь же рассчитывается показатель срочной ликвидности по формуле: QR=(ДС + Краткосрочные займы или инвестиции + % по векселям или облигациям)/ТЗ.
- 2. Коэффициент платежеспособности – характеризует возможность предприятия отвечать по долгосрочным обязательствам без вывода из оборота долгосрочных активов. Показатель рассчитывают по формуле: TD/TA = (Долгосрочная задолженность + текущая задолженность) / Общий актив. О нормальном уровне платежеспособности говорит значение, лежащее в диапазоне 0,2 – 0,5.
- 3. Коэффициент рентабельности – показывает эффективность использования оборотных средств, а также уровень полученных доходов от их реализации. Разделяется на несколько показателей и рассчитывается по формулам:
- Валовая прибыль (GPM) = Валовая прибыль/Сумма продаж;
- Рентабельность чистой прибыли (NPM) = Чистая прибыль/ Сумма продаж – показывает долю чистой прибыли в доле продаж;
- Рентабельность операционной прибыли (OPM) = Операционная прибыль/Сумму продаж – показывает долю операционной прибыли в чистых продажах.
Чтобы узнать процентное значение, нужно полученное число умножить на 100.
По отдельности каждый показатель не дает полную информацию о деятельности компании, поэтому они рассматриваются в совокупности. Анализ показателей за определенный период времени позволяет оценить реальное финансовое положение и перспективы развития компании, провести оценку эффективности управления менеджмента. Как правило, отчетный период составляет квартал, полугодие или год. Данные для расчета коэффициентов берутся из бухгалтерских отчетов о прибыли/убытках, кредиторской и дебетовой задолженности, балансовой стоимости активов, отчете о распределении прибыли.