Начинающим предпринимателям важно не только уметь решать организационные вопросы, но и знать, что такое конкуренция в бизнесе и чем отличается конкуренция от демпинга цен.
Информация о теоретической составляющей данного вопроса позволит успешно бороться с конкурентами, продвигая свой товар или услугу.
Содержание статьи:Общее понятие конкуренцииВиды конкуренцииЧем отличается конкуренция от демпинга ценЧто такое конкуренция в малом бизнесеСхема соперничества в малом бизнесеПримеры конкуренции в малом бизнесе
Общее понятие конкуренции
Конкуренция представляет собой борьбу между несколькими предприятиями в условиях рыночной экономики. Предметом борьбы является лучший продукт с точки зрения идеального сочетания его качества и цены.
Конкуренция может служить как во благо, так и во вред, при этом ее роль в экономике достаточно высока. Рассматривать данный процесс следует на основе трех главных критериев:
тип отрасли, в которой она осуществляется;
количество конкурентов;
применяемые методы соперничества.
Виды конкуренции
Существует несколько видов конкуренции в зависимости от того, какие условия соперничества существуют между предприятиями рынка. Основные ее формы:
Совершенная конкуренция. Это состояние, при котором рынок представлен большим количеством платежеспособных покупателей, а также продавцов, каждый из которых занимает малую долю рынка. Каждое предприятие функционирует без давления со стороны государства и других участников рынка, барьеров в отраслях производства нет. Хорошо работает антимонопольная политика.
Несовершенная. В ее условиях соперничество осуществляется с некоторыми ограничениями для предпринимателей. Некоторые фирмы имеют право контролировать цены на товар или услугу.
Чем отличается конкуренция от демпинга цен
Следует отличать конкуренцию в чистом виде от ценового демпинга, который используют некоторые предприятия и частные предприниматели.
Конкуренция представляет собой честную борьбу компаний друг с другом, которая достигается за счет повышения качества продукта, уровня сервиса, рекламной кампании (в том числе хороший маркетинг).
Демпинг – это продажа товара или услуги по сильно сниженной цене (как правило, установленная цена ниже себестоимости). Фирма, практикующая демпинг, временно лишает себя прибыли с целью привлечения потока клиентов и борьбы с конкурентами.
Конкуренция – двигатель экономики, а демпинг – то, что нарушает ее правила и тормозит развитие. Именно поэтому во многих странах существует специальная антидемпинговая политика, запрещающая намеренно занижать цены на товары и услуги.
Что такое конкуренция в малом бизнесе
Так же как и ценообразование, конкуренция в малом бизнесе имеет свою специфику и осуществляется особыми методами.
Для того, чтобы малое предприятие выжило в конкурентной борьбе, необходимо осуществлять постоянное наблюдение за состоянием рынка.
Схема соперничества в малом бизнесе
Основные направления по борьбе с конкурентами включают:
повышение качества своей услуги или товара;
снижение стоимости продукции за счет снижения издержек (на закупки, логистику, сервис);
совершенствование сервиса (быстрые сроки доставки);
маркетинговая и рекламная кампания;
повышение гарантийного срока.
Не стоит бороться с конкурентами путем демпинга цен – в большинстве случае это приводит к разорению предприятия.
Примеры конкуренции в малом бизнесе
Проиллюстрируем на 2-х примерах, как выглядит конкурентная борьба между предприятиями малого бизнеса.
Предположим, на рынке функционирует пять фирм-производителей питьевого йогурта. Цена за единицу составляет 1$. Одна из компаний находит поставщика в соседнем городе, реализующего молоко по более дешевой цене. За счет этого снижаются издержки и, как следствие, цены на готовый йогурт. Естественно, при аналогичном качестве продукта покупатели будут отдавать предпочтение более дешевому.
В качестве второго примера возьмем сферу услуг. Например, массаж. Рассмотрим на примере трех частных массажистов, работающих в одном районе города. Один из них проходит курсы повышения квалификации, расширяя перечень своих услуг (например, к классическому добавляет тайский массаж). Итог: повышение потока клиентов.
Таким образом, конкуренция является настоящим двигателем экономики и развития предприятий.
Она мотивирует продавцов товаров или услуг развиваться, совершенствовать свой товар и расширять свой бизнес.