В самом деле, как заработать на компьютерных играх? Еще несколько лет назад существовало всего три способа: вы могли создавать игры (например, программирование игр), продавать игры или описывать игры.
Несмотря на кажущуюся легкость этих замечательных рецептов никогда не расставаться с детством, все они в действительности имеют к собственно процессу весьма далекое отношение и, кроме того, требуют от работника массу совершенно ненужных знаний, умений или способностей.
Содержание статьи:Пару слов о неактуальных способах заработкаГерои на продажуПримеры, цены продаж героев и артефактовНовые сталкерыВиртуальный туризмЛюди корпорации
Пару слов о неактуальных способах заработка
В какой бы из трех областей вы ни пытались подвизаться, вам все равно приходится быть кем-то еще, кроме игрока. Даже бета тестеры, святые люди, рано или поздно становятся руководителями отделов тестирования, или, хуже того, разработчиками, или еще кем-то — короче, перестают играть в игры и начинают работать.
Еще один, совсем не простой способ — уйти в большой спорт. Любая игра, вокруг которой крутится много народу, рано или поздно превращается в спорт.
Со всеми вытекающими — деньгами, ассоциациями, победителями, побежденными, председателями жюри и девушками в купальниках. Quake и Unreal, StarCraft и Magic: The Gathering — стань лучшим, начни побеждать на турнирах и, возможно, тебе улыбнется удача. Ты выиграешь коврик для мыши.
Увы, век профессиональных игроков недолог, а их финансовое положение нестабильно. Рано или поздно талантливые одиночки уходят — становятся девелоперами, сотрудниками игровых издательств, журналистами. Или просто прекращают играть, отправляясь на встречу со «взрослой» жизнью…
Это занудное вступление я сделал не для того, чтобы заставить вас задуматься о беспросветном будущем. Вовсе нет. Все знаки указывают на то, что в самом ближайшем времени ситуация изменится. Рабочие места появятся прямо в играх. Скажу вам больше, они уже появились! Но об этом чуть позже.
Герои на продажу
Не так давно вокруг самой массовой онлайновой игры Everquest разразился интереснейший скандал. Ее владельцы «вдруг» обнаружили, что на аукционе eBay (www.ebay.com) вовсю идет распродажа магических предметов, одежды, оружия и даже людей.
То есть высокоуровневых персонажей, готовых к употреблению, обвешанных с ног до головы ценными магическими шмотками и оружием, небитые, некрашеные, одни руки, летняя эксплуатация, торг. Торговаться можно было только «вверх», потому как аукцион. Цены самые разнообразные — одежда и обувь от 20 до 500 долларов, герои от 300 до 1500. Объем сделок в мировых масштабах невелик — в районе пятидесяти тысяч долларов в месяц, но продолжал расти.
Если в реальном мире за деньги можно купить себе только титул, то мире виртуальном — все остальное. Новое лицо, навыки и умения, магическую силу, власть, уважение. Конечно, это нечестно. Большинство игроков яростно выступают против, и Sony с Verant после некоторой паузы сформулировали официальную позицию:
«Некоторые игроки снабжают своих героев такими чересчур магическими средствами, как кредитки Mastercard и VISA. Мы будем изгонять их».
Руководство Sony обратилось в eBay с просьбой запретить торговлю виртуальными магическими предметами и личностями. На каком основании? Найти причину, запрещающую одному человеку продать другому несуществующий магический молоток за тысячу долларов, если сделка совершается сторонами по доброй воле, а купивший к тому же прыгает до потолка от счастья, — очень трудно.
По правилам eBay, с аукциона удаляются лоты, которые можно охарактеризовать как «нелегально продаваемая интеллектуальная собственность». Адвокаты Sony полагают, что магические предметы и виртуальные личности считаются интеллектуальной собственностью ее разработчиков, и боссы eBay были готовы с этим согласиться.
Прошло полгода — и, разумеется, ничего не изменилось. eBay, а также другие онлайновые аукционы, продолжают торговлю виртуальными товарами, причем объем торгов все увеличивается. Давайте прямо сейчас заглянем на www.ebay.com. Пропустив разделы Ultima Online и Asheron’s Call, лезем непосредственно в Everquest, на закрытые торги, то есть те, сделки по которым уже состоялись.
Примеры, цены продаж героев и артефактов
Смотрите, Cloak of Flames, «лучшее оружие для ближнего боя, которое можно купить за деньги». Владелец просил всего 450 баксов, ушло за 815. А вот некромант 54 уровня. Читаем описание: «int 200, все, что не прибавляет int, прибавляет ману, коей персонаж буквально сочится. Работает соло практически везде, отлично действует в составе групп». Продано! За $1225.
Профессиональных продавцов побаиваются — вполне вероятно, могут кинуть. Поэтому зачастую дающие объявления пытаются объяснить причины своего бесчеловечного поступка. «Проведя месяцы за Everquest, я решил заняться другими делами. Продам друида 50 уровня, бонус — многообещающий воин 6 уровня». Купили за $960. «Продается паладин 52 уровня (зовут Гошей).
Внимание! Персонаж продается не из-за плохой репутации или чего-нибудь в этом роде, просто мой интерес к EQ стал угасать. Герой весьма уважаем среди граждан Norrath. Комплектация…». Уважаемого Гошу купили за 1036 долларов 99 центов.
Конечно, в условиях тотального заокеанского благополучия эти цифры звучат не так дико, как здесь. Хотя, уверяю вас, американцы никогда не бросают денег на ветер — только посмотрите, какие помойки они покупают вместо достойных велосипедов. И если человек отдает за Cloak of Flames (суть мираж, фэйк, запись в базе данных, которая завтра может исчезнуть)… то, может быть, этот предмет ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стоит своих денег?
Грань между реальным и виртуальным в онлайновых компьютерных играх особенно тонка, и, кажется, она вот-вот исчезнет совсем. Эта тема интересует меня давно, поэтому я решил копнуть немного глубже. Вещи обнаружились совершенно удивительные…
Новые сталкеры
Дэн Скорски и его команда профессионально занимаются выращиванием персонажей (они называют это farming) более полугода. Раньше они делали то же самое, но ради спортивного интереса. Борьба кланов, и все такое. Потом играть надоело, а Everquest все продолжал набирать популярность.
Тысячи «чайников» с разинутыми от удивления ртами появляются на сервере каждую неделю. Многие из них — вполне состоятельные, занятые люди, которые хотят отдохнуть, но не привыкли чувствовать себя лузерами. У них нет времени на утомительное «прокачивание» персонажа, они хотят получить все тридцать три удовольствия прямо сейчас и готовы платить за это деньги.
Я не думаю, что мы занимаемся торговлей людьми, — отвечает мне Дэн после некоторого раздумья. — Представь, что мы продаем скафандры для выживания в агрессивных средах. Мир Everquest — это красивое, но опасное место, и если вы хотите жить в нем, а не выживать, лучше довериться профессионалам и купить готового героя.
Дэн и его команда — студенты колледжа, у которых сегодня едва ли осталось время на учебу. «Мы перешли на вахтовый метод работы, герои выращиваются почти 20 часов в сутки.
Обычно я провожу в Everquest более 10 часов в день с перерывами на еду, сон, учебу и прочие радости жизни. Механизм отлажен до мелочей, но это не значит, что он автоматизирован.
Это по-прежнему очень творческая, увлекательная работа, в которой бывают свои взлеты и падения. Несмотря на то что я знаю Everquest как свои пять пальцев, мне все еще интересно играть. И, признаться, со многими персонажами я расстаюсь с сожалением. Иногда мне кажется, что вместе с этими друидами и некромантами я продаю часть самого себя. На вопрос, сколько он зарабатывает продажей частей «самого себя», Дэн не дал четкого ответа: «На жизнь хватает».
В последнее время в бизнесе появилось множество чрезмерно самоуверенных дилетантов, мешающих работать и портящих репутацию честным продавцам.
Бывали случаи, когда одного и того же персонажа продавали нескольким покупателям. Несостоявшиеся воины и маги жалуются в Verant, требуя вернуть им деньги. Деньги владельцы игры, разумеется, не возвращают, а вот образцово-показательные репрессии на «фермеров» устраивают.
Виртуальный туризм
В качестве новых путей экономического выживания постоянные жители Everquest придумывают весьма оригинальные способы зарабатывания денег.
Я разговариваю с Робертом Дилтсом, в прошлом профессиональным «фермером», а ныне — проводником, или личным тренером, кому как удобнее.
«Покупая готового высокоуровневого персонажа, люди пропускают много интересных зон, — уверен Роберт. — Львиная доля приключений остается за бортом, и многие это понимают. Игрокам интересно самостоятельно, шаг за шагом, вырастить собственного персонажа, путешествовать, сражаться с монстрами, открывать для себя новые территории, заводить собственных друзей и врагов, а не «пользоваться» чужими. Если у вас есть товарищи, которые готовы возиться с вами день и ночь, вместо того чтобы зарабатывать опыт в высокоуровневых зонах, — очень хорошо. Но, как правило, «ньюби» предоставлены сами себе и допускают море глупейших ошибок. Моя цель — помочь им».
За свою «помощь» Роберт берет долларами США по предоплате. Стоимость его услуг колеблется от 5 до 50 зеленых рублей в час, групповые занятия дешевле. «Однако!» — воскликните вы. Да, это дорого. Клиенты не то чтобы валят валом, но работы у Дилтса хватает. Очень часто его нанимают в качестве проводника в опасных зонах. Это продолжительные и сложные экспедиции, которые Роберт просчитывает особенно тщательно. Он никогда не берется за дело, если не уверен в подготовке кого-то из членов группы, — ведь в случае провала пострадает его репутация, а это единственное, чем он дорожит.
«Я — что-то вроде агентства экстремального туризма, только мои маршруты проходят в виртуальных мирах. Я показываю людям места, которые они не нашли бы никогда в жизни. Я помогаю им добыть оружие и шмотки, которые не купишь в магазинах. И, самое главное, я делюсь с ними собственным опытом, своим знанием игры. Я угробил чертову уйму времени на Everquest, я нахожусь в игре больше, чем в реальной жизни. Так почему бы мне не перенести в Everquest свой офис? По крайней мере сэкономлю на транспорте!»
Получается, компьютерная игра создает новые рабочие места прямо в самой себе! Everquest на тот момент был самый густозаселенный онлайновый мир, одновременно на его серверах находятся более 40000 человек, а количество зарегистрированных пользователей перевалило за 300 000.
Sony подтвердила свое желание и далее развивать Everquest, приобретя Verant и выпустив в декабре 2000 года аддон Scars of Velious. По неофициальной информации, кое-кто из бета-тестеров Scars of Velious получит работу прямо в игре…
Люди корпорации
Эти люди не афишируют свою деятельность, это одно из условий контракта. После того как очередной континент проходит тестирование и подключается к основному миру, часть бета-тестеров остается внутри, но уже в качестве постоянных сотрудников. Некоторые из них продолжают тестировать зоны — теперь уже вместе с толпами игроков.
Осторожно и тонко они подталкивают новичков в нужном направлении, подсказывают игрокам тактику прохождения сложных зон и собирают отзывы. Их отчеты ежедневно ложатся на стол руководителя отдела эксплуатации Everquest.
Чем заняты остальные? Бывший бета-тестер, а ныне сотрудник Sony, который попросил называть его Бобби Браун, более двух месяцев работал монстром. К сожалению, он не назвал имя этого монстра — оно достаточно известно… может быть скандал.
На заре Everquest разработчики частенько отключали программу управления высокоуровневыми мобами и играли за них самостоятельно — просто шутки ради. Потом оказалось, что это единственный способ сохранить баланс и поддержать интерес к игре бывалых игроков.
На определенном уровне подготовки команды компьютерная программа не в состоянии обеспечить достаточную сложность. Опытные игроки находят лазейки в AI, после чего начинают эксплуатировать ее в своих интересах. Только человек с его непредсказуемым поведением может составить конкуренцию другому человеку.
Бобби уверен, что более 15 самых опасных существ в Everquest на 80% управляются людьми. Sony предлагает эту работу топовым игрокам, вытаскивая их из полуподпольного «фермерства» и «туризма».
«Инвестиции в Everquest продолжаются. Боссы заинтересованы, чтобы игра набирала популярность, и если ради этого придется заменить всех зайчиков и белочек людьми, это будет сделано, — считает Бобби. — Бармены, продавцы в магазинах и прочие ключевые персонажи, с которыми игроки общаются по сто раз на дню, будут заменены людьми в первую очередь. Онлайновая РПГ — это общение. Никакая программа, будь она хоть трижды умной, не заменит вам настоящего собеседника. Люди приходят в игру и платят деньги за то, чтобы почувствовать себя в сказочном мире. Это большой бизнес. Просто невежливо подсовывать им роботов. Представьте, вы приходите в театр, а там вместо живых актеров — манекены».
Честно говоря, у меня нет причин сомневаться в словах этого человека. Он может преувеличивать, но тенденция совершенно очевидна.
Социальные работники, психологи, воспитатели, рекламные агенты и коммивояжеры, предводители религиозных сект, политики, дизайнеры, пиарщики, сексуальные маньяки — все эти и многие другие специалисты рано или поздно найдут себе место в какой-нибудь онлайновой игре.
Но сначала там окажутся люди, которые будут обеспечивать жизнедеятельность остальных, обслуживающий персонал, если хотите.
И если однажды на вопрос: «Как устроился?» ваш приятель ответит: «Во-второй «Ультиме» гоблином», не торопитесь сдавать его в крепкие руки санитаров. Лучше позавидуйте.
В наше время получить работу в западной компании — большая удача.